В 1899 году участок по Каменноостровскому проспекту покупает вдова владельца крупной швейной мастерской и поставщика императорского двора Ида Лидваль. Строительство дома для своей большой семьи она доверила сыну Федору, выпускнику Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Эта работа принесла Федору Лидвалю известность и востребованность: позже архитектор проектирует ту самую гостиницу «Астория» на Исаакиевской площади, а также знаменитый Толстовский дом на набережной реки Фонтанки.
Дом был построен в 1904 году. По сути это был целый комплекс разноэтажных зданий, объединенных полуоткрытым двором-курдонёром. Благодаря асимметрии построек создается ритм и динамика и дом выглядит очень живописно. Многообразие форм окон, сочетание природного камня, разной фактурной штукатурки и гладкой керамической плитки, скульптурные рельефы с мотивами северного модерна в виде птиц, зверей и растений отличают доходный дом Лидваля.
Декоративным элементам здания присущ и символизм. Например, образ паука на ковке балкона как символ ткачества, ведь швейный бизнес был семейным делом Лидвалей.
Кстати, с этим проектом архитектор получил премию на первом городском конкурсе лучших фасадов в 1907 году. И в дальнейшем Лидваль стал одним из ведущих петербургских архитекторов, часто его называют «отцом северного модерна».
Все фотографии кликабельны, можно рассмотреть детали фасадов :) А для влюбленных в архитектуру советую прогуляться вокруг этого дома следуя хронологии строительства (1899, 1901, 1902, 1903), чтобы проследить как со временем росло мастерство зодчего.
Адрес: Каменноостровский пр., 1-3, (Малая Посадская ул., 5, Кронверкский пр., 15)
«Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Ф. И. Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные.
Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света. Полы в квартирах были мозаичными и паркетными, частью с рисунком и фризами. В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки были деревянными — из дуба и березы. В ванных комнатах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники. Окна в доме — как цельные, так и решетчатые, в них вставлялись стёкла с алмазной гранью. В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины, в квартирах — голландские и русские майоликовые печи. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приёмные комнаты, прачечные, гладильные, установлены машины электрического освещения и водяного отопления, а также лифты».